Детские конфликты

— Дай мне!
— Не дам! Это мое!

Как же часто приходится разбирать подобные детские конфликты. В этот раз предметом спора стали карточки «Черепашки Ниндзя». Когда-то их собирал Арсений. Теперь они больше интересны Сашке. Но Арсений, тем не менее, помнит, что право собственности принадлежит ему. Арсений не против, что Сашка периодически играет ими. Но в этот раз Сашка задумал унести карточки в садик.

— Дай мне!
— Не дам! Ты их там потеряешь! Играй дома!
— Я хочу! Дай!
— Я сказал, что не дам!

Каждая следующая реплика громче предыдущей. Маме хочется вмешаться. Но вот как? Встать на сторону Сашки потому что он меньше по возрасту и громче кричит? Или на сторону Арсения, потому что карточки все-таки его? Независимо от того, на чью сторону я встану в этом споре, один из сыновей будет расстроен. Я не хочу быть судьей. Я не смогу всегда и все решать за детей. Я хочу, чтобы они учились договариваться и искать решения, удовлетворяющие обоих.
Значит, будем опять разговаривать.
Детские конфликты
— Сашка, тебе зачем нести карточки в садик?
— Я хочу ребятам показать.

Так, с этим вроде все понятно.

— Арсений, а ты почему не разрешаешь нести карточки в садик?
- Он их все потеряет!

Тоже можно понять эти опасения. Для меня со времен моего школьного детства представляет некую ценность коллекция вкладышей от «Love is…» Я бы тоже не хотела отдавать их на растерзание четырехлеткам. Хотя… несколько штучек я бы пожертвовала.

— Арсений, а если Сашка возьмет не все карточки, а несколько?
— Пусть возьмет пять штук – соглашается Арсений.

Сашка не сдает позиции:

— Пять мало! Я хочу все-все!

Как научить ребенка договариваться?

Нужен какой-то компромисс.

— Арсений, а если Сашка возьмет несколько штук? И поставим условие, что если он принесет их домой в целости и сохранности, на следующий день ему можно взять все?
Пауза на раздумье. И я слышу одобрение Арсения:

— Хорошо придумала. Пусть возьмет сначала пять штук. Если не потеряет, то может взять двадцать. А если двадцать назад принесет, то может взять всю сотню.

Теперь Сашкина очередь думать. Думает он стремительно:

— Я хочу сразу двадцать, а на следующий день сто!
— Давай договоримся на пятнадцати. – предлагает Арсений. (Кажется, он уже усвоил правила торга…)
— Давай пятнадцать. – соглашается Сашка.

Наконец-то. Договоренность достигнута. Но, оказывается, я рано расслабилась…
Арсений отсчитывает Сашке пятнадцать карточек. И тут Сашка возмущенно кричит:

— Я не хочу такие! Я хочу другие!
— Арсений, пусть Сашка сам выберет карточки.

Арсений соглашается, но уже на третьей выбранной карточке категорично заявляет:

— Нет! Это самая мощная! Эту пока не дам!

А Сашка начинает кричать: «Дай! Я хочу эту!»
«Спокойствие. Только спокойствие.» — эта мантра из мультфильма про Карлсона выручает меня в подобных ситуациях.

— Давайте так: сейчас Арсений выберет из колоды 15 особо ценных карточек, а потом

Сашка выберет из оставшихся 15 понравившихся .
Кажется, все остались довольны…
На следующий день Сашка унес в садик 15 карточек. И ни одной не принес обратно… Все пятнадцать забыл на скамейке в раздевалке. Он принес их домой днем позже. Но больше почему-то не поднимал вопрос о том, чтобы унести в садик все карточки. То ли пропал интерес, то ли осознал ответственность…


Автор: психолог Анна Быкова
Made on
Tilda